Введите ваш запрос для начала поиска.


Мы в социальных сетях

Официальная группа ВКонтакте Официальная группа Одноклассники Официальная группаИнстаграм



Здесь Родины моей начало

Села, как и люди, живущие в них, имеют свою судьбу, историю, обычаи и традиции.

Тесное взаимодействие человека с местом своего проживания позволяет создать определенные материальные и духовные ценности, обеспечить своей малой родине процветание и достойное будущее, продолжение рода.

Наглядным примером такого тесного взаимодействия является мое родное село Парапино. Исследуя архивные документы, знакомясь с воспоминаниями старожилов, исследованиями краеведов, я постарался воссоздать историю родного села.

Впервые упоминание о деревне Порапа (Парапино) мы находим в актовом документе «Генеральная перепись населения мест России» 1632 года. В другом архивном документе «Список населенных мест Пензенской губернии» (1869 г.) указано: Парапино- деревня казенная из 106 дворов (758 чел.) Наровчатского уезда.

Название населенного пункта - слово антропоним (человеческое имя). Мордвин с дохристианским именем Порапа был первопоселенцем, основателем деревни. Дохристианские мордовские мужские имена Порапа, Колапа, Валгапа, Азрапа и другие были в то время типичными для мордвы.

Откуда и как появилось село? Со слов старожилов месторасположение села было недалеко от реки Мокша, на бугре. В настоящее время этот бугор называется «Сире велень бугор» (бугор старого села). Именно на этом месте построили свои дома монахи- отшельники Цыган, Татарин, Мордвин. От них пошли современные жители села- мордва. Старожилы даже могут сказать, какая семья, какой род от кого из трех отшельников произошел. Внизу бугра было расположено озеро «Куд эрьхке», название которого означает - озеро расположенное недалеко от домов села. Это озеро было очень глубоким. О том, что там действительно существовало село, говорят не только слова- топонимы, но и то, что здесь находили бутовые камни, которые по всей вероятности, шли на фундамент домов.

Надо признать, что месторасположение села было не из лучших, так как во время половодья дома заливало водой. Поэтому жители постепенно перешли на современное место села, недалеко от озера, на опушке леса. Отсюда происходит название села «Порапа» («пора» - лес, «пе» - конец). Получается слово «Порапе», под воздействием времени произношение слова изменилось, Порапа- современное название села.

По рассказам старожилов, место откуда пошло наше село называется «Чекажень пе», что означает это название объяснить это в настоящее время не представляется возможным. Это название сохранилось за той улицей, откуда по легенде пошло современное село. Недалеко от села есть озеро. Никто из молодежи не знает, как ее называют. Однако нашлись старые жители села, которые поведали и объяснили нам это сложное, на первый взгляд, название (Вельозксал).

Оказывается, в конце 18 века мордва не забывали свои языческие верования. Они (отдельный какой-нибудь род) в отдельные праздники ходили молиться на это озеро. С собой брали кувшин с напитком «поза» и варенные яйца. Яйца бросали в воду своим богам. Отсюда и пошло название озера: «Веле»- село, «озкс»- родоплеменной, языческий праздник, «ал» - низ, место проведения языческих тризн.

По старому административному делению Парапино относилось к Паньженской волости Наровчатского уезда Пензенской губернии. В архивных документах Парапино встречается в 18 веке. В 1914 году в селе насчитывалось 221 мелких- крестьянских дворов с примитивной техникой для обработки малых наделов земли. Население составляло чуть более 1500 человек. Имелись 3 хлебных магазина, пожарная машина, маслобойня, 3 шерсто-чесалки, церковно-приходская школа. Кстати, школа была открыта 1880 году по инициативе И.Н. Ульянова (отца В.И. Ленина). Школа представляла из себя небольшой домик с тремя окошками, расположенный на склоне оврага. Парт не было, были длинные столы и скамьи, на каждый из которых размещалось по 6-7 человек. Заведовал школой поп, который одновременно преподавал и богословие. В школе было три начальных класса, где обучалось 60 детей. По неизвестным причинам эта школа сгорела и в 1902 году была открыта новая начальная школа, здание которой сохранилось до 1970 года. Эта школа состояла из 2-х больших классных комнат, а занимались в ней 5-6 человек, с которыми работали 2 учителя.

Колхоз в Парапине образовался в 1928 году. По другим источникам образование хозяйства датируется 1931 годом. Организовать его помог 25 тысячник по фамилии Бурдин. Он же был и первым председателем колхоза. Первыми из сельчан вступили в колхоз Сидор Ефимович Купряшкин. Андрей Гаврилович Чукаров, Федор Алексеевич Канайкин, Степан Яковлевич Купряшкин, Сергей Игнатьевич Палаеви Моисей Андреевич Рудяев. В 1930 году председателем колхоза был Чудайкин, тоже приезжий. Затем стал свой - Купряшкин Василий Кузьмич.

Из года в год колхоз имени Карла Маркса расширялся и укреплялся. Были созданы четыре полеводческие и одна огородническая бригады, получило развитие животноводство: в хозяйстве имелась молочнотоварная и овцеводческая фермы, число рабочих лошадей достигло 120 голов. Все полевые и внутрихозяйственные работы выполнялись с помощью тяговой силы. Правда, когда окрепла Ковылкинская МТС, в колхозе работала тракторная бригада, первым бригадиром которой был Михаил Дмитриевич Ануфриев, а помощником бригадира - Купряшкин Андрей Степанович (впоследствии он работал бригадиром).

Любой народ, независимо от его численности, сохранивший себя на длительном и трудовом историческом отрезке времени, имеет полное право гордиться своей историей, культурой, добрыми обычаями и традициями. Обычаи и обряды являются своего рода хранителями достижений прошлого. С их помощью народ воспроизводит себя, свою культуру и характер из поколения в поколение. Не являются исключением, и люди нашего села. В праздновании и соблюдении обрядов прослеживается годовой цикл, остатки которого сохранились и по сей день.

Осенний сезон аграрного календаря мордвы начинался с августа и продолжался до декабря. В этот период почти все обрядовые праздники совершались как языческие моления (озксы). В осеннем цикле самое важное место занимают обряды и праздники, посвященные началу и окончанию уборочных работ и сбора плодов.

В престольный праздник села Парапино - Покров (14 октября). В честь престольного праздника на селе была построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы (2008 г.). Настоятелем её является отец Николай.

По своему пищевому сырью традиционная мордовская кухня, как часть общей фино-угорской, весьма несложна, здорова и доступна. Главное и любимое наше блюдо- блины (пачят). Их пекли и пекут до сих пор на каждый праздник. В старину для этого накануне праздника толкли просо на блины и мололи зерно ручной мельницей - жерновкой (яжамкев). Обычно блины делаются толстыми. Ели с молоком, маслом, медом.

Для приготовления масла сметану подогревали в печи, сливали воду и сбивали масло в открытый или закрытой посуде- пахталке (пихтембарь). В качестве праздничного блюда сельчане готовили «шяняпт». Мясо тушили, варили, пекли, жарили.

Одним из основных блюд была и рыба. На столе мордвы можно было увидеть вареную, соленую, сушеную, вяленую рыбу.

Основной национальный напиток, который готовили и готовят к празднику наши односельчане- поза. Готовится поза из свеклы, с добавлением лесного хмеля. Эта добавка во многом и определила оригинальность народного напитка, который олицетворяют с бодростью и здоровьем. Поднимая чашу с позой, не зря восклицали: «Мордовскую позу пьёш - здоровье наживешь!» Поза не только утоляет жажду, но и сытна. Так и говорят о ней: много выпьешь- мало съешь! Полезна и в том смысле, что не пьянит, но веселит. «Позу пьешь - полбеды наживешь, водку пьешь - совсем пропадешь», - гласит мордовская пословица.

В праздничные дни жители села одевают мордовские национальные костюмы. Эта традиция сохранилась до наших дней.

Основной частью женского костюма является рубаха (панар) туникообразного типа без воротника. Широкая рубаха подпоясывалась плетеным на дошечках шерстяным поясом - «каркс». Ярким украшением рубахи является петькс. Особое место занимают в мордовской рубашке вышивки.

Женскую рубаху носили с поясом и со специальным сложенным набедренным украшением (каркс, каркспет, цёкт).

Поверх рубахи одевается передник- «сапоня». Сапоня украшалась разноцветными ленточками, бисером, пуговицами, тесьмой, блестками. На шею женщины одевали нагрудные украшения: цифкс, крескильня, ожнат.

Особая роль в национальном костюме отводилась головным уборам, которые строго соответствовали возрасту. Молодая женщина повязывала особым образом красочный платок, поверх которого накладывалось украшение -« ашкоркс».

Первоначальна этот костюм одевала невеста. Но со временем он стал женским праздничным костюмом, так как невесты теперь надевают современное белое платье.

Наше исследование, безусловно, получит продолжение и в последующих публикациях, в которых мы продолжим рассказ о развитии жизни села, людях, образовании, культуре и обычаях нынешнего времени.



Начальник отдела муниципального
архива администрации Ковылкинского
муниципального района В.Д. Илькаев




Error